Главная » Новости » Нацпроект «Доступное жилье»: противоречия и причины провала

Нацпроект «Доступное жилье»: противоречия и причины провала

В истории нашей страны уже были попытки глобального решения жилищного вопроса. Памятны и однообразные панельные районы, и слово «хрущоба», претендующее уже на место в толковом словаре русского языка. Не забылась еще и программа «Жилище-2000», метко переименованная народом в «Жулище....». Национальный проект «Доступное и комфортное жилье», стартовавший уже 2 года назад, пока еще не отразился в фольклоре и до сих пор обсуждается только со знаком «+». Но можно ли сказать, что это по-настоящему реалистичный проект? Все чаще между строк отчетных докладов по «Доступному жилью» возникают выражения вроде «нарастающая проблемность реализации», «трудности на промежуточном этапе проекта» и тому подобное.


1,2 мллиона обнадеженных семей против 10 миллионов нуждающихся


Итак, если верить официальным данным, проекту за два года на его реализацию планируется 213 миллиардов рублей. В рамках программы планируется увеличение объемов строительства жилья с 40 млн. кв. метров в 2004 году до 80 млн. кв. метров в 2010 году. В очереди на социальное жилье в настоящее время находится 4,5 млн. семей. При этом государство имеет прямую обязанность по всем законам обеспечить 1,2 млн. семей жильем.


С точки зрения Александра Кривова, генерального директора «Национального градостроительного института», российские реалии намного сложнее: «Две трети российских семей в той или иной степени не удовлетворены жилищными условиями, около 40 миллионов человек имеют жилье, находящеевя в плохом или очень плохом состоянии (это около 10 млн семей). Лишь 12,4% семей могут приобрести жилье самостоятельно или с помощью заемных средств, а государство имеет обязательства по обеспечению жильем только 1,2 млн. семей – проблема налицо».


1% земель поселения против 99% лесов и полей



Логика подсказывает, что доступное жилье можно обеспечить, осваивая новые территории. Этому много примеров за рубежом, в таких многонаселенных странах, как, например, Китай. Проблема жилья решается закладкой новых городов, поселков. По мнению Валерия Абарыкова, начальника научно-технического направления Министерства строительного комплекса Московской области, в нашей стране до сих пор практиковался иной подход к увеличинию жилых площадей:


«Мы занимались так называемой точечной застройкой, где на старых сетях, порой ужи и так отживших свой век, мы строили дома, которые еще больше напрягали все энергетические системы. Это ненормально, поскольку в таких случаях аварий не избежать. Муниципалитеты совместно с заинтересованными инвесторами сегодня обязательно должны подготовливать участки для жилищного строительства. В полном объеме – с дорогами, трубопроводами, электросетями.Даже с социальной инфраструктурой – школами и больницами, всем необходимым для проживания. Без этого нельзя проводить аукционы на земельные участки.


Но противоречие в том, что строительным компаниям и девелоперам не выгодно работать на периферии и вкладывать средства в инженерную подготовку территорий. По словам Александра Кривова, «земли поселений в России составляют всего 1% территории. (Тогда как в Польше, например, 8,5%, а в Англии 20%). Таково отечественное градоустройство, оно тяготеет к устаревшим формам «первичной» урбанизации с плотными многоэтажными застройками». С его точки зрения, для достижения поставленной программой «Доступное жилье» цели – ввода 80 млн. кв. м. жилья в год – нужно приблизиться к западным показателям. Для этого надо отводить и готовить проектно-правовыми, инженерными и технологическими методами 2-3 тысячи квадратных километров территорий. Государство при этом не готово двигаться в сторону освоения новых земель такими темпами. Средства на это проектом практически не предусмотрены. Приоритетом для вложения денег, отпущенных на нацпроект, остаются субсидии на жилье и поддержка ипотеки на государственном уровне.


10 тысяч рублей против ипотеки под 9-12% годовых


Ипотека, в свою очередь, не становится доступнее, несмотря даже на заявленные в рамках нацпроекта государственные компенсации бюджетникам. Михаил Пильцер, директор Ассоциации деревообработчиков и мебельщиков Ленинградской области сетует на то, что ипотечные кредиты могут использовать, в основном, жители мегаполисов. Между тем, Россия – это не только Москва и Петербург. «В Ленобласти не действует программа «Доступное и комфортное жилье». Как она может работать, средняя зарплата в нашем регионе – 10-12 тысяч рублей? Выплаты по ипотеке даже под самый щадящий процент не под силу средней семье из Ленинградской области, так как один квадратный метр стоит порядка 2 тысяч долларов. Единственное, что сегодня сделано в рамках программы: на выделенные средства построено небольшое количество квартир для военнослужащих».


При этом вопрос снижения процента в ипотечном кредитовании – не просто вопрос доброй воли и заинтересованности банков. На конференции «Малоэтажная Россия – иллюзия или реальность?» Андрей Пименов, глава кредитно-кассового офиса «Городского ипотечного банка» в Санкт-Петербурге объяснил: «Средний процент, который сегодня предлагают банки – 8-9%, не может быть снижен. Он колеблется в пределах инфляции. По нашему законодательству этот процент не может быть меньше чем ¾ ставки рефинансирования ЦБ. В ином случае у заемщика возникает доход! И тогда с него нужно платить налог, а это влечет дополнительные финансовые и организационные сложности».


Это далеко не все противоречия, которые мешают реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье». Но они наиболее четко показывают декларативность, неподготовленность этого революционного по своему замыслу начинания.

Автор: admin 10.07.2007


 (голосов: 1)

Другие новости по теме:

Добавление комментария

Ваше Имя :
Ваш E-Mail :
Код:
Введите код :

rss
Карта